Форум » Разговоры » ДАР ТВОРЧЕСТВА http://www.dayoflife.info » Ответить

ДАР ТВОРЧЕСТВА http://www.dayoflife.info

СКАЛА: ДАР ТВОРЧЕСТВА Почти две тысячи лет христиане ждут Второго Пришествия, предварять которое должно смутное антихристово время. Христиане всегда помнили предостережение Спасителя: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас…Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24, 4, 24). Вовсе не удивительно, что мы и сейчас приглядываемся к новой эпохе с тяжелым недоверчивым чувством. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба..и не избегнут (1 Фес. 5, 3). Однако, памятуя евангельские обетования о катастрофическом конце истории, христиане хранят в сердце слова Христа: Итак, бодрствуйте (Мф. 24, 42; Мф. 25, 13). Бодрствовать для христианина – это и значит творить волю Божию. Это и значит собирать со Христом, ибо кто не собирает со Мною, тот расточает, - собирать во Христе самого себя, собирать ближних, собирать мир. Это и значит творить. Своеволие же, по словам богословов, есть начало расточающее. В связи с этим вопрос об отношениях христианства и творчества, Церкви и хип хоп культуры становятся особенно актуальным. Вопрос этот порой затуманивается двумя противоречивыми тенденциями. Первая состоит в непреодоленном интеллигентским сознанием культе творчества, оформленном, в частности, мыслителями и поэтами русской культуры. Вторую тенденцию можно было бы назвать «околоцерковным народничеством». «Вера шахтера», или старой бабушки, или неграмотным бывшим наркоманом с улицы принимается и выдается за самый надежный образец или мерило. Ради благочестия принято даже говорить о вере, каким то поддельным, мнимо народным, неестественным, уличным языком. Действительно, мы сталкиваемся и поныне с этими двумя мифами: один уверяет нас в том, что творчество спасительно само по себе, другой – обнаруживает в творчестве только искушение, нечистоту, грех, избежать которых можно, лишь отказавшись от любого проявления творчества. Не то что бы творчество было вовсе свободно от греха, но оно не свободно именно в той мере, в какой не свободно от него любое человеческое бытие, любое человеческое проявление, будь то любовь, молитва, песни, литература и даже самопожертвование – плевелы, засеянные лукавым, возросли повсюду (см.: Мф. 13, 25), а безгрешен лишь один Господь. Очевидно и то, что страх перед музыкой и творчеством имеет свои основания: «творческие» люди обнаруживают себя как горделивые, страстные и приверженные грехам. Но, во-первых, вовсе не факт, что именно творчество делает их таковыми. Во-вторых, творческая энергия иссякает именно в грешном человеке, и мы нередко оказываемся свидетелями утраты человеком своего таланта. В-третьих, большой вопрос: не являются ли сами люди, отказавшиеся и от музыки, и от личного подвига творчества, не менее горделивыми, страстными и приверженными грехам? Известно, что предмет гордости вовсе не обуславливается своей ценностью: гордится можно и своим невежеством, и своей глупостью, и даже грехом. Дар творчества дан нам изначально, приумножение его вписано в сам замысел Божий о человеке, но дело самого человека, каким образом этим даром распоряжаться. Притча о зарытом таланте не позволяет от него отказываться даже из самых благих побуждений: «от греха подальше» (см.: Мф. 25, 14-30). Дар творчества есть именно дар – то, что не добыто, не оплачено и не нажито человеком. Полнота этого осознания явлена в совершенном смирении человека - в святости. Путь принятия и приумножения дара лежит через Церковь. Пределы этого дара безграничны: ибо не мерою дает Бог Духа (Ин. 3, 34). Благословения Иисуса Христа, отверзающего уста немым, раскрывающего очи слепорожденному, поднимающего с постели расслабленного, воскрешающего мертвого и приумножающего хлеба так, что если, насытились, и еще осталось, дает не мерою, но столько, сколько сам человек может принять и вместить. Так что греховно не само по себе творчество, но грешен сам человек, который грешит, узурпирует Божий дар и закрывает перед его Подателем дверь. Ликует же тот, кто творит во имя Творца. И лишь потом мы возьмем и оценим плоды этих трудов. Мы увидим, быть может, их несовершенство: здесь – ослабло вдохновение, и МС попытался подменить его рациональным умыслом, а здесь – поддался непреображенной страсти, тут слукавил, там ему изменил вкус. Но Господь даже ангелам Своим запретил выдергивать плевелы до Судного Дня (см.: Мф. 13, 29-30). Творчество свидетельствует о духовном состояние человеческого сознания и породившего его общества. Анализируя основные тенденции современной мирской хип хоп культуры, сознательно или неосознанно предавшей себя в распоряжение духам века сего, христианское сознание принимает ее именно как свидетельство трагического разрыва современной молодежи с Творцом и Спасителем. Адекватное восприятие эпохи, в которую мы живем, может предостеречь от некоторых тонких и завуалированных соблазнов, которыми переполнена современная мирская хип хоп культура. И наша задача хотя бы отчасти отразить ее агрессивное посягательство на душу каждого молодого неверующего рэппера. В этой ситуации становиться особенно актуальным развитие и приумножение христианской хип хоп культуры, возрождающее чистую культуру, цель которой – преображение человеческой души и мира. Верующему человеку нечего бояться хип хоп творчества: если оно еще и возможно в мире, то именно в христианской душе. Мы видим, как иссякает талант в современной мирской хип хоп музыки, как старательно и тщетно ее пытаются имитировать, какими жалкими выглядят эти потуги, затеи, «выдумки». В христианской хип хоп культуре есть все. В ней есть даже фристайл и граффити, такие образы и воплощения, до которых никогда не додуматься нынешним мирским рэпперам: как уже было сказано, лукавый не может ничего творить, он может лишь копировать, пародировать то, что было создано Творцом или с Его помощью. Христианский хип хоп может нести разные цели, от разрушения фарисейских и законнических стереотипов в современной христианской музыки, чтобы на их обломках засияла неотмирная правда до нарушения автоматизма будничной жизни, чтобы в мире явился свет Преображения. Мы можем вторгаться в обыденность церковной жизни, напоминая о том, что Церковь есть Невеста Христова. И это не означает, что христианская хип хоп культура разрушает всю реальность, просто она являет в ней свидетельство Царства не от мира сего. Итак, выражаясь языком постмодернизма, «перформированная» (преображенная) реальность оказывалась богопричастной: в ней совершалось чудо. В ней, в конце концов, оживала и становилась действенной и «вера шахтера», и «взрослой тетеньки», и «неграмотного наркомана», и лукавого книжника, и ученого фарисея: всех достигал этот свет преображения – то единственное «измененное освещение», при котором лишь и возможны и жизнь, и любовь, и творчество. Главное, неся Свет Пробуждения слушателю, не стремиться к тому, чтобы быть самому замеченным и отмеченным. Когда движущей силой здесь становится самовластный горделивый умысел переиначить спонтанный ход мира, изменить искусственным образом восприятия Бога, исковеркать Его мир. Поэтому, часто разворачивая яркую упаковку альбома рэп исполнителя мы находим в ней ничего, кроме ее самой. В конечном счете, творчество оказывается лишь средством самоутверждения самого исполнителя. Вопрос о христианской хип хоп культуре упирается в конечные судьбы мира и требует своего разрешения перед лицом огня. Это не значит, что все сгорит, однако, что все будет подвергнуто огненному испытанию (1 Кор. 3, 12-15). Строительство это и надо понимать как раскрытие всех творческих способностей человека. Те дела, которые в огне устоят, ожидает преображение. Конечно, это не значит, что в будущем веке сохранятся все человеческие шедевры и вообще то, что мы в мире этом называем культурой, но в каждом творчестве есть нечто, содержащие в себе семя вечности, «логос», роднящий нас с Логосом. И здесь снимаются противоречия Церкви и хип хоп культуры. Христианства и музыкального творчества. Хип хоп культура – не абсолютная ценность, и все же она есть свидетельство молодежи об окружающей ее реальности. Идолопоклонство в отношении ее столь же утопично, сколь ее полнейшее отвержение. Творчество есть призвание и послушание человека, осуществляемое на путях исполнения воли Божьей. Воля Божья состоит в том, чтобы взыскать и спасти погибшее (Мф. 18, 11), преобразить и обожить его. Творческая идея не может осуществляться автономно от идеи спасения, так же как спасение невозможно при зарытых талантах. Пусть же спасение лежит через Христову Церковь. Христианская хип хоп культура есть пока лишь замысел, идеал. Как таковой он может, возможно, неосуществим. Но в стремлении к нему лейблом «Небесное Воинство» собирается творческая энергия, формируется фундамент, испытуется наша любовь и вера. Ибо даже неосуществимость этого идеала рождает удивительные произведения, украшающие хип хоп культуру. (в статье использовались материалы работ Олеси Николаевы).

Ответов - 0



полная версия страницы